Хочу спросить: есть ли у Вас проблемы? “А у кого их теперь нет”, – вполне вероятно, ответите Вы и будете совершенно правы. Более того: проблемы были, есть и будут у всех людей, независимо от их материального благосостояния, социального статуса, страны проживания и т.д.
Поэтому, прежде всего, нужно сосредоточиться на нашем отношении к проблемам. Я специально изучила несколько определений проблемы и вывела из них одно общее:
Проблема – это жизненная задача, которая требует исследования и разрешения.
Обратите внимания на слова “исследования” и “разрешения”. Т. е. при разумном подходе к проблеме ее можно рассматривать как проект, но ни в коем случае ни как тупик, безвыходную ситуации или повод для депрессии.
Я хочу предложить Вам технику, которая в свое время мне очень помогла. Для ее выполнения подготовьте 2 листа бумаги и ручку.
Итак, четко сформулируйте и запишите свою проблему. Затем разделите лист на две колонки и составьте два списка причин, которые затрудняют ее решение:
1. Внешние причины (те, которые от Вас не зависят).
2. Внутренние причины (страхи, опасения, переживания, неуверенность и т.д.).
Например:
Проблема состоит в том, что Я не могу зарабатывать больше денег.
Внешние причины | Внутренние причины |
Сейчас экономический кризис, и ситуация с рабочими местами ухудшилась. | Мое образование не позволяет мне найти более высокооплачиваемую работу. |
Все хорошие рабочие места уже давно заняты. | Я переживаю, что другой работы мне никогда не найти. |
Итак, определите свою личную проблему и приступайте к работе. Пока Вы будете проделывать первую часть техники, не читайте далее.
И теперь, когда работа выполнена, сделайте следующее: возьмите второй лист бумаги, снова разделите его на две колонки. Перефразируйте содержание первой колонки первого листа (т.е. внешние причины) так, чтобы предложения начинались со слова Я.
Воспользуемся предыдущим примером:
Внешние причины | Внутренние причины |
Я боюсь, что экономический кризис не позволит мне найти более высокооплачиваемую работу. | |
Я боюсь, что все хорошие рабочие места уже заняты. |
Содержание второй колонки первого листа (т.е. внутренние причины) перефразируйте так, чтобы предложения начинались со словосочетания Мне необходимо.
Внешние причины (Я) |
Внутренние причины (Мне необходимо) |
Я боюсь, что экономический кризис не позволит мне найти более высокооплачиваемую работу. | Мне необходимо поднять уровень своей квалификации: пройти соответствующие курсы, изучить современную литературу, а возможно вообще сменит специальность. |
Я боюсь, что все хорошие рабочие места уже заняты. | Мне необходимо поработать над самим собой: заняться медитациями, аффирмациями, другими психологическими техниками, пройти тренинг уверенности в себе. |
А теперь внимательно посмотрите на то, что у Вас получилось. Как Вам кажется сейчас следует назвать эти колонки? Первая колонка, т.е. Внешние причины теперь превратились во внутренние, а внутренние – в алгоритм решения.
Осознайте то, что у Вас получилось и приступайте к решению проблемы!
Мне нравится мысль о том, что мы сами являемся частью наших проблем. Поэтому начинайте с себя и к каждой проблеме подходите как к новому проекту. Тем более что теперь в Вашем арсенале есть техника, которая позволит Вам это сделать
Лаконично и технологично! Работает!!!
Да, это одна из прекрасных техник перевода своих проблем, в ресурсное состояние. Пока мы циклимся на нашей проблеме, она забирает на себя внимание и энергию, и это рождает следующую проблему. Очень важно вырваться из замкнутого круга. Каждая проблема приходит к нам с ресурсом ее решения. И только от нас зависит куда мы направим этот ресурс (энергию).